ИСТОРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
АВТОМОБИЛЬНОЙ КОЛЛЕКЦИИ

ДОКТОРА СУВОРОВА

Люди болеют веками, и веками ждут врача. Скорость передвижения последнего - иногда залог жизни больного. Естественно, появление автомобиля не могло пройти мимо этой сферы человеческой жизни. Сегодня же наша жизнь просто немыслима без медицинских автомобилей.
Кстати, желающие могут открыть большое изображение, кликнув по соответствующей картинке (там где оно есть, разумеется:-)


    

По мнению журнала "Автомобили" (№1, январь 2002) эта карета Скорой помощи - электромобиль Columbia (11 миль/ч, запас хода 25 км), привезший президента США МакКинли (William McKinley) в больницу после покушения. Очевидно, что на заре автомобилестроения (а фотография датируется журналом 1901 годом) появилась идея использования самобеглых колясок в медицинских целях.


 

Это, пожалуй, один из наиболее известных в мире автомобилей - OPEL DoktorWagen. Проектируя этот автомобиль, фирма сформулировала несколько условий: машина должна быть надежной, скоростной, удобной, неприхотливой в обслуживании и недорогой. Предполагалось, что владельцы - сельские врачи Германии - будут эксплуатировать машину в жестких условиях, круглогодично, не особенно-то вдаваясь в подробности устройства автомобиля.
Когда машина была выпущена, она стала одним из первых массовых автомобилей OPEL, заложив основы благосостояния всемирно известной фирмы
.



Источник информации и фото:
Кочнев Е.Д. Знаменитые автомобили (1870-1918),
М.: Издательство За рулем, 1998.

Опель-Докторваген - Opel-Doktorwagen

Разгрузка санитарного автомобиля в годы Первой мировой войны (открытое письмо с рис. неизв. худ)
На открытке времен Первой мировой войны изображена разгрузка рененых у госпиталя (рис. неизв. худ.) .
Естественно, определить марку авто невозможно.
 

 

Кареты Скорой помощи появились в Москве в 1898 г. при полицейских частях. Только в 1912 году за счет частных пожертвований удалось сколотить необходимую сумму денег для создания станции и оборудования санитарного автомобиля.Это автомобиль (марка неизвестна) был мобилизован для перевозки раненых в годы Первой мировой войны.

Почитать про историю создания Скорой помощи в России


На базе автотранспорта Красного Креста в 1917 году была сформирована Петроградская станция Скорой помощи с использованием автомобилей "Адлер".
18 июля 1919 года коллегия врачебно-санитарного отдела Моссовета под председательством Н.А.Семашко приняла решение организовать станцию Скорой помощи в Москве.
К сожалению, пока я не нашел сведений о тогдашнем парке автомобилей
АМО Ф15 (санитарный грузовик) - модель (AMO F15)
АМО Ф15 (санитарный автобус) - модель (AMO F15) Вполне вероятно, что одним из применяемых автомобилей был АМО Ф15, выпускавшийся с 1924 г. по образу и подобию итальянского FIAT F15 в самых разных модификациях в Москве на заводе АМО (впоследствии ЗИС и ЗИЛ) .

Какие машины составляли парк Скорой помощи крупных городов в 20-е годы? К сожалению, сведения об этом весьма скудные. Вот, к примеру, фотография Мерседеса 1925 года. Снимок эксклюзивный. Интересна и надпись на борту машины. Во всяком случае, нельзя утверждать, что большевики не думали о народе - видите, Мерсы для Скорой закупали:)

 

"Скорая помощь" на базе автомобиля Mercedes Typ 400 (1924-1925 гг.)


"Скорая помощь" на базе автомобиля ГАЗ-А (GAZ-A)  Очевидно, в 30-е годы прошлого (уже:) столетия одним из основных шасси для специализированных скоропомощных автомобилей были легковые автомобили ГАЗ-А.

ЗИС-101 Скорая помощь - модель (ZIS-101) Известно также, что  в качестве автомобилей Cкорой помощи использовались машины представительского класса ЗИС-101 (фотографии пока нет). ЗИС-101 (ZIS-101)

Мне неизвестно, существовала ли карета Скорой помощи на базе модернизированного ЗиС-101А, который выпускался перед самой войной. Возможно, такая машина и была.

ЗИС-101А (ZIS101A)


СП-36 - автомобиль Скорой помощи (SP-36 Ambulance) Кроме того, на базе гаражей московской Скорой помощи была организована сборка кузовов оригинальной конструкции, которые не имели специального обозначения (условно, СП-32 и СП-36)

ГАЗ-АА санитарный (GAZ-AA) Роль санитарных автомобилей выполняли и грузовые ГАЗ-АА ("полуторки"). Разумеется, эти машины активно использовались и во время Великой отечественной войны. Кстати, на фото справа, похоже не ГАЗ-55, а более ранний санитарный ГАЗ-АА.

ГАЗ-АА санитарная (фото времен войны)


ГАЗ-55 (фото времен Великой отечественной войны) - (GAZ-55) До войны разработаны и в небольшом количестве выпускались специализированные машины ГАЗ-55 (на базе грузовика ГАЗ-ММ -- модернизированного варианта ГАЗ-АА). ГАЗ-55 (рисунок) - (GAZ-55)

БА-22 (санитарный транспортер на базе ГАЗ-ААА) - (BA-22 based on GAZ-AAA) Выпускался также интересный транспортер для эвакуации раненых с поля боя БА-22 (рис. слева) на шасси автомобиля ГАЗ-ААА (справа). Однако, не думаю, что таких машин было много и что они могли сыграть существенную роль

ГАЗ-ААА (GAZ-AAA)


ЗИС-44 (санитарная на базе ЗИС-5) - (ZIS-44 based on ZIS-5) Во время Великой Отечественной войны для перевозки раненых использовались, как правило, обычные грузовые машины. Грузовики ЗИС, конечно, тоже использовались в медицинских целях, например ЗИС-44 (санитарный фургон на основе ЗИС-5 -- "трехтонки")

ЗИС-8 (1938) - (ZIS-8)
Эта машина 1938 года выпуска принадлежит киностудии Мосфильм и снималась в фильме "Место встречи изменить нельзя"
Интересна история медицинских автобусов -- чаще всего переоборудованных из мобилизованного пассажирского транспорта городов.
Слева ЗИС-8 (автобус на шасси ЗИС-11 -- длиннобазном варианте ЗИС-5)
ЗИС-8С (санитарный автобус - модель) - (ZIS-8S model)
Упрощенный вариант санитарного автобуса, именовавшийся ЗИС-8С
(к сожалению, фотографии пока не обнаружено)

ЗИС-16 (ZIS-16) Городские автобусы ЗИС-16 тоже имели в своей основе шасси ЗИС-5. Погрузка раненых в санитарный автобус ЗИС-16 - фото времен Второй мировой войны (ZIS-16)

ЗИС-16С -модель (ZIS16S model) Имелся и упрощенный вариант -- ЗИС-16С (слева).
В качестве санитарных использовались и автобусы ГАЗ-03-30 (справа)

Также см. фото ниже

автобус ГАЗ-03-30 - фото (GAZ-03-30)


Слева на фотографии видны машины ЗИС-16, ЗИС-16С (вторая слева), ГАЗ-03-30 (седьмая слева и боком на заднем плане) и ГАЗ-55 (на переднем плане) Cанитарные автобусы ЗИС-16, ЗИС-16С, ГАЗ-55, ГАЗ-03-30 - фото (ZIS-16, ZIS-16S, GAZ-55, GAZ-03-30)

ЗИС-110А Скорая помощь - фото (ZIS-110A Ambulance) В послевоенные годы в качестве машины Скорой помощи нередко использовались ЗИС-110А (санитарная модификация знаменитого лимузина ЗИС-110)

ЗИС-110А Скорая помощь - погрузка больного - фото (ZIS-110A Ambulance)


ГАЗ-12Б ЗИМ - Скорая помощь (GAZ-12B ZIM Ambulance) Впоследствии на помощь ЗИСам пришли другие машины -- ГАЗ-12Б ЗИМ (слева)
Так что на представительских автомобилях в СССР мог раскатывать, в принципе, любой, а не только партийные боссы:-)

 


ГАЗ М20 Победа - Скорая помощь - модель (GAZ-M20 Pobeda Аmbulance - model) Противоположный фланг занимал Москвич 420М - медицинская модификация Москвича-400 -- автомобиля для народа (справа), а серединку -- знаменитая ГАЗ М20 "Победа" (слева, хотя фото я пока найти не сумел - были ли такие машины?)

Москвич-420М - санитарный - фото (Moskvitch-420M Ambulance)


ПАЗ-653 санитарный на базе ГАЗ-51 (PAZ-653 bazed on GAZ-51) После войны ГАЗ-55 заменили ПАЗ-653 (на базе легендарного ГАЗ-51).
Эти автомобили я помню: в детстве на таком грязно-бежевом фургончике с надписью "Спецмедпомощь" менты собирали пьяных у станции метро "Речной вокзал"
Судя по моделям, существовала и другая модификация ПАЗ-653, а также лаборатория ПДКЛ на базе автобуса ГЗА-651 (он же КаВЗ-651), однако фотоизображений этих машин я пока не нашел.

ПАЗ -653 санитарный, на базе ГАЗ-51 (PAZ-653 Ambulance)


ГАЗ-22Б Волга санитарный (GAZ-22B Volga Ambulance)

"Волги"-универсалы ГАЗ-22Б и ГАЗ-22Д (после модернизации, рис. справа) служили медицинским нуждам тоже. Кстати, выпускались и экспортные модификации ГАЗ-22БМ 

ГАЗ-22Д Волга санитарный (GAZ-22D Ambulance)


Рижский автомобильный завод РАФ выпускал специализированные машины РАФ-977И (на агрегатах все той же "Волги" ГАЗ-21) РАФ-977И Скорая помощь - фото (RAF-977I Ambulance)
РАФ-977ИМ Скорая помощь (RAF-977IM Ambulanse) Более поздняя модификация -- РАФ-977ИМ
Эти машины долгие годы обслуживали наши города.

Впоследствии их сменили машины РАФ-2203, в основе которых была "Волга" нового поколения - ГАЗ-24 РАФ-2203 Скорая помощь - фото (RAF-2203 Ambulance)
РАФ-ТАМПО Скорая помощь - фото (RAF-TAMPO Ambulance) На базе РАФиков финская фирма ТАМРО предлагала специализированные машины -- реанимационную, кардиологическую и т.п.

ГАЗ-24-03 Волга санитарная (GAZ-24-03 Volga Ambulance) Кстати, Волга ГАЗ-24-03 и сама служила в качестве медицинского автомобиля, в основном, как санитарная машина и на станциях неотложной помощи. ГАЗ-24-03 Волга санитарная (GAZ-24-03 Volga Ambulance)

УАЗ-450А Скорая помощь -фото (UAZ450A Ambulance)
Обратите внимание, что водительская дверь открывается навстречу движению, как у горбатого Запорожца:)
В сельской местности и небольших городах с 60-х годов прошлого века и до сих пор основу парка скоряг составляют УАЗики (УАЗ-450А- слева и, позднее, УАЗ-452А- справа), основанные на базе все той же "Волги" ГАЗ-21 и ГАЗ-24 УАЗ-452А Скорая помощь - фото (UAZ-452A Ambulance)
УАЗ Скорая помощь в Кировской области 1991 г.

Автору довелось ознакомиться с внедорожными качествами этих машин во время работы в 1990-91 годах в составе медицинской бригады "ВЫЕЗДНАЯ ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА" 2-го Московского медицинского института им. Н.И.Пирогова при обследовании детей в отдаленных сельских районах Кировской области.

Подробнее...


ЗИЛ-41047 Скорая помощь (ZIL-41047 Ambulance) Во времена "застоя" представительский автомобиль ЗИЛ-41047 был переоборудован под "Скорую помощь", но пользовался им уже не народ, а "лично дорогой Генеральный секретарь товарищ" и его соратники ЗИЛ-41047 Скорая помощь интерьер (ZIL-41047 Ambulance interior)

ЗИЛ-118 Юность Скорая помощь - фото (ZIL118M Yunost' Ambulance) Другой ЗИЛ-118 "Юность" -- представительский автобус -- также отметился в качестве "Скорой помощи" для избранных лиц.

В "перестроечное" время завод РАФ строил всякого рода прожекты (на фото РАФ "Stils"), но Советский Союз развалился, Латвия стала "самостийной" и завод умер...
А какие машины могли бы быть...
РАФ-Стилс Скорая помощь - перспективная разработка (RAF-Stils Ambulance)

ГАЗ-32214 ГАЗель Скорая помощь (GAZ-32214 GAZelle Ambulance) В последнее время де-факто основным автомобилем Скорой помощи стала ГАЗель (ГАЗ) -- прямая наследница той самой знаменитой "полуторки" ГАЗ-АА
"ГАЗель" нередко используется специализированными мелкими фирмами в качестве шасси для оборудования специализированных автомобилей. Например, съемные кузова с медоборудованием фирмы ПРОФАЙЛ могут "пережить" 3 - 4 базовых шасси. ГАЗ-3986 ГАЗель Профайл Скорая помощь (GAZ-3986 GAZzelle Profile Ambulance)
ГАЗ-32214 ГАЗель Скорая помощь - реанимобиль (GAZ-32214 GAZelle Ambulance) А это реанимобиль на основе ГАЗели с высокой крышей

ВАЗ-213105 НИВА Скорая помощь (VAZ Niva 2131-05 Ambulance) Тюнинговые фирмы сооружают медицинские автомобили на базе ВАЗ-213105 "НИВА" ВАЗ 213105 НИВА Скорая помощь (VAZ Niva 2131-05 Ambulance)

Искренне благодарю Андрея Богомолова за помощь в оформлении Исторического отдела
www.autogallery.org.ru

Продолжение следует....

 

работничек Данный раздел периодически обновляется --
приходите еще...

Suvorowww


В начало страницы ВЕРНУТЬСЯ В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ
Схема Музеума ВЕРНУТЬСЯ  К НАЧАЛУ АВТОМОБИЛЬНОЙ КОЛЛЕКЦИИ
ВПЕРЕД!!! СОВРЕМЕННЫЙ ОТДЕЛ АВТОМОБИЛЬНОЙ КОЛЛЕКЦИИ
AG00110_.gif (1686 bytes) ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА

ИДИ ЗА ЭКСКУРСОВОДОМ!

Copyright © 2001-2002, Suvorowww

Хостинг от uCoz