ИСТОРИЧЕСКИЙ
ОТДЕЛ
АВТОМОБИЛЬНОЙ КОЛЛЕКЦИИ
ДОКТОРА СУВОРОВА
Люди
болеют веками, и веками ждут врача. Скорость
передвижения последнего - иногда залог жизни
больного. Естественно, появление автомобиля не
могло пройти мимо этой сферы человеческой жизни.
Сегодня же наша жизнь просто немыслима без
медицинских автомобилей. |
||||||||
По мнению журнала "Автомобили" (№1, январь 2002) эта карета Скорой помощи - электромобиль Columbia (11 миль/ч, запас хода 25 км), привезший президента США МакКинли (William McKinley) в больницу после покушения. Очевидно, что на заре автомобилестроения (а фотография датируется журналом 1901 годом) появилась идея использования самобеглых колясок в медицинских целях. |
||||||||
Это,
пожалуй, один из наиболее известных в мире
автомобилей - OPEL DoktorWagen. Проектируя этот
автомобиль, фирма сформулировала несколько
условий: машина должна быть надежной, скоростной,
удобной, неприхотливой в обслуживании и
недорогой. Предполагалось, что владельцы -
сельские врачи Германии - будут эксплуатировать
машину в жестких условиях, круглогодично, не
особенно-то вдаваясь в подробности устройства
автомобиля. Источник информации и фото: |
||||||||
На открытке времен Первой мировой войны изображена разгрузка рененых у госпиталя (рис. неизв. худ.) . Естественно, определить марку авто невозможно. |
Кареты Скорой помощи появились в Москве в 1898 г. при полицейских частях. Только в 1912 году за счет частных пожертвований удалось сколотить необходимую сумму денег для создания станции и оборудования санитарного автомобиля.Это автомобиль (марка неизвестна) был мобилизован для перевозки раненых в годы Первой мировой войны. | |||||||
На базе автотранспорта Красного Креста в 1917
году была сформирована Петроградская станция Скорой помощи с
использованием автомобилей "Адлер". 18 июля 1919 года коллегия врачебно-санитарного отдела Моссовета под председательством Н.А.Семашко приняла решение организовать станцию Скорой помощи в Москве. К сожалению, пока я не нашел сведений о тогдашнем парке автомобилей |
||||||||
Вполне вероятно, что одним из применяемых автомобилей был АМО Ф15, выпускавшийся с 1924 г. по образу и подобию итальянского FIAT F15 в самых разных модификациях в Москве на заводе АМО (впоследствии ЗИС и ЗИЛ) . | ||||||||
Какие машины составляли парк Скорой помощи крупных городов в 20-е годы? К сожалению, сведения об этом весьма скудные. Вот, к примеру, фотография Мерседеса 1925 года. Снимок эксклюзивный. Интересна и надпись на борту машины. Во всяком случае, нельзя утверждать, что большевики не думали о народе - видите, Мерсы для Скорой закупали:)
|
||||||||
Очевидно, в 30-е годы прошлого (уже:) столетия одним из основных шасси для специализированных скоропомощных автомобилей были легковые автомобили ГАЗ-А. | ||||||||
Известно также, что в качестве автомобилей Cкорой помощи использовались машины представительского класса ЗИС-101 (фотографии пока нет). | ||||||||
Мне неизвестно, существовала ли карета Скорой помощи на базе модернизированного ЗиС-101А, который выпускался перед самой войной. Возможно, такая машина и была. | ||||||||
Кроме того, на базе гаражей московской Скорой помощи была организована сборка кузовов оригинальной конструкции, которые не имели специального обозначения (условно, СП-32 и СП-36) | ||||||||
Роль санитарных автомобилей выполняли и грузовые ГАЗ-АА ("полуторки"). Разумеется, эти машины активно использовались и во время Великой отечественной войны. Кстати, на фото справа, похоже не ГАЗ-55, а более ранний санитарный ГАЗ-АА. | ||||||||
До войны разработаны и в небольшом количестве выпускались специализированные машины ГАЗ-55 (на базе грузовика ГАЗ-ММ -- модернизированного варианта ГАЗ-АА). | ||||||||
Выпускался также интересный транспортер для эвакуации раненых с поля боя БА-22 (рис. слева) на шасси автомобиля ГАЗ-ААА (справа). Однако, не думаю, что таких машин было много и что они могли сыграть существенную роль | ||||||||
Во время Великой Отечественной войны для перевозки раненых использовались, как правило, обычные грузовые машины. Грузовики ЗИС, конечно, тоже использовались в медицинских целях, например ЗИС-44 (санитарный фургон на основе ЗИС-5 -- "трехтонки") | ||||||||
Эта машина 1938 года выпуска принадлежит киностудии Мосфильм и снималась в фильме "Место встречи изменить нельзя" |
Интересна
история медицинских автобусов -- чаще всего
переоборудованных из мобилизованного
пассажирского транспорта городов. Слева ЗИС-8 (автобус на шасси ЗИС-11 -- длиннобазном варианте ЗИС-5) |
Упрощенный вариант санитарного автобуса, именовавшийся ЗИС-8С (к сожалению, фотографии пока не обнаружено) |
||||||
Городские автобусы ЗИС-16 тоже имели в своей основе шасси ЗИС-5. | ||||||||
Имелся и
упрощенный вариант -- ЗИС-16С (слева). В качестве санитарных использовались и автобусы ГАЗ-03-30 (справа) Также см. фото ниже |
||||||||
Слева на фотографии видны машины ЗИС-16, ЗИС-16С (вторая слева), ГАЗ-03-30 (седьмая слева и боком на заднем плане) и ГАЗ-55 (на переднем плане) | ||||||||
В послевоенные годы в качестве машины Скорой помощи нередко использовались ЗИС-110А (санитарная модификация знаменитого лимузина ЗИС-110) | ||||||||
Впоследствии
на помощь ЗИСам пришли другие машины -- ГАЗ-12Б ЗИМ
(слева) Так что на представительских автомобилях в СССР мог раскатывать, в принципе, любой, а не только партийные боссы:-) |
||||||||
Противоположный фланг занимал Москвич 420М - медицинская модификация Москвича-400 -- автомобиля для народа (справа), а серединку -- знаменитая ГАЗ М20 "Победа" (слева, хотя фото я пока найти не сумел - были ли такие машины?) | ||||||||
После
войны ГАЗ-55 заменили ПАЗ-653 (на базе легендарного
ГАЗ-51). Эти автомобили я помню: в детстве на таком грязно-бежевом фургончике с надписью "Спецмедпомощь" менты собирали пьяных у станции метро "Речной вокзал" Судя по моделям, существовала и другая модификация ПАЗ-653, а также лаборатория ПДКЛ на базе автобуса ГЗА-651 (он же КаВЗ-651), однако фотоизображений этих машин я пока не нашел. |
||||||||
"Волги"-универсалы ГАЗ-22Б и ГАЗ-22Д (после модернизации, рис. справа) служили медицинским нуждам тоже. Кстати, выпускались и экспортные модификации ГАЗ-22БМ |
||||||||
Рижский автомобильный завод РАФ выпускал специализированные машины РАФ-977И (на агрегатах все той же "Волги" ГАЗ-21) | ||||||||
Более
поздняя модификация -- РАФ-977ИМ Эти машины долгие годы обслуживали наши города. |
||||||||
Впоследствии их сменили машины РАФ-2203, в основе которых была "Волга" нового поколения - ГАЗ-24 | ||||||||
На базе РАФиков финская фирма ТАМРО предлагала специализированные машины -- реанимационную, кардиологическую и т.п. | ||||||||
Кстати, Волга ГАЗ-24-03 и сама служила в качестве медицинского автомобиля, в основном, как санитарная машина и на станциях неотложной помощи. | ||||||||
Обратите внимание, что водительская дверь открывается навстречу движению, как у горбатого Запорожца:) |
В сельской местности и небольших городах с 60-х годов прошлого века и до сих пор основу парка скоряг составляют УАЗики (УАЗ-450А- слева и, позднее, УАЗ-452А- справа), основанные на базе все той же "Волги" ГАЗ-21 и ГАЗ-24 | |||||||
Автору довелось ознакомиться с внедорожными качествами этих машин во время работы в 1990-91 годах в составе медицинской бригады "ВЫЕЗДНАЯ ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА" 2-го Московского медицинского института им. Н.И.Пирогова при обследовании детей в отдаленных сельских районах Кировской области. |
||||||||
Во времена "застоя" представительский автомобиль ЗИЛ-41047 был переоборудован под "Скорую помощь", но пользовался им уже не народ, а "лично дорогой Генеральный секретарь товарищ" и его соратники | ||||||||
Другой ЗИЛ-118 "Юность" -- представительский автобус -- также отметился в качестве "Скорой помощи" для избранных лиц. | ||||||||
В
"перестроечное" время завод РАФ строил
всякого рода прожекты (на фото РАФ "Stils"), но
Советский Союз развалился, Латвия стала
"самостийной" и завод умер... А какие машины могли бы быть... |
||||||||
В последнее время де-факто основным автомобилем Скорой помощи стала ГАЗель (ГАЗ) -- прямая наследница той самой знаменитой "полуторки" ГАЗ-АА | ||||||||
"ГАЗель" нередко используется специализированными мелкими фирмами в качестве шасси для оборудования специализированных автомобилей. Например, съемные кузова с медоборудованием фирмы ПРОФАЙЛ могут "пережить" 3 - 4 базовых шасси. | ||||||||
А это реанимобиль на основе ГАЗели с высокой крышей | ||||||||
Тюнинговые фирмы сооружают медицинские автомобили на базе ВАЗ-213105 "НИВА" | ||||||||
Искренне благодарю Андрея Богомолова за помощь в оформлении Исторического отдела www.autogallery.org.ru |
||||||||
Продолжение следует.... |
||||||||
Данный
раздел периодически обновляется -- приходите еще... Suvorowww |
ВЕРНУТЬСЯ В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | |
ВЕРНУТЬСЯ К НАЧАЛУ АВТОМОБИЛЬНОЙ КОЛЛЕКЦИИ | |
СОВРЕМЕННЫЙ ОТДЕЛ АВТОМОБИЛЬНОЙ КОЛЛЕКЦИИ | |
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА |
Copyright © 2001-2002, Suvorowww