ВЫПИСКА ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ
СЛУЖБЫ СКОРОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ

История создания кареты Скорой помощи в Москве.

Истории создания кареты скорой помощи в Москве посвятил свое сообщение заслуженный врач, ветеран скорой помощи А.В.Вахромеев. (http://www.remedium.ru/medicine/spec_articles/common/tm80508.asp)

Сто лет тому назад в Москве произошло событие, на которое современники не обратили особого внимания. Прошло оно тихо, без шума и помпы и весьма скромно было отражено в периодической печати. Так, газета "Московские ведомости" за 1898 год от 30 апреля на 4 странице оповестила читателей, что "... В видах упорядочения дела подания первоначальной помощи лицам внезапно заболевшим на улицах и в общественных местах города Москвы начальника Московской полиции предположено организовать при полицейских домах, а также в некоторых других пунктах особые санитарные станции для подания первоначальной медицинской помощи". Репортер "Московских ведомостей" явно допустил в этой заметке "перехлест". "Дела" подания первоначальной помощи в Москве не существовало, так что упорядочивать было нечего. Дело это надо было создавать заново.

История возникновения скорой помощи уходит во времена глубокой древности, вероятно, еще ранее, чем сформировался первобытно-общинный строй. У человека всегда возникала потребность помочь другому человеку, которого поразил несчастный случай.

На самых ранних этапах развития христианства, а это почти 2 тысячи лет назад, существовало много странноприимных домов для пилигриммов, именуемых "ксендоклями". Там наряду с пищей и ночлегом можно было рассчитывать на получение медицинской помощи.

В России в XV-XVI веках существовали так называемые богадельни, куда свозили пострадавших, немощных, обмороженных, больных для призрения их и подачи им первой помощи.

В XVII веке в Москве ближний боярин царя Алексея Михайловича Федор Михайлович Ртищев на свои средства построил несколько домов, вторые в народе носили прозвище "больницы Федора Ртищева", куда доставлялись больные, изувеченные, обмороженные. Доставлялись они специально выделенными людьми из числа дворовых, которые ездили по Москве и собирали всех нуждающихся в призрении и подаче им первой помощи. Это, наверное, и надо считать прообразом кареты Скорой помощи.

Тот же Ртищев, сопровождая царя в походе во время Польской войны, объезжал поля сражения после военных действий и, собирая в свой экипаж раненых, доставлял их в ближайшие города, где организовывал им приют и подачу первой медицинской помощи.

Мы не располагаем никакими историческими документами, повествующими о существовании каких-либо учреждений в XVIII веке, оказывавших первую медицинскую помощь. Да и в самом начале XIX века эта функция стихийно выполнялась пожарными. В 1804 году графом Федором Васильевичем Ростопчиным была создана Пожарная команда, которая вместе с полицейскими доставляла пострадавших от несчастных случаев в приемные покои, существовавшие при полицейских домах.

В 1826 г. главный тюремный врач Федор Петрович Гааз ходатайствовал "об учреждении в Москве особого врача для наблюдения за организацией попечения о внезапно заболевших, нуждающихся в немедленной помощи".

Составив докладную записку, в которой доктор Гааз указывал, что в Гамбурге при такой постановке дела за восемнадцать лет 1677 человек из 1794, у коих возникли внезапные приступы болезни, от смерти спасли. С этой запиской он обратился к князю Д.В.Голицыну - Генералу-губернатору Москвы и получил отрицательный ответ. Ему было заявлено, что затея эта "излишняя" и "бесполезная", так как при каждой полицейской части "есть уже положенный по штату лекарь".

Только в 1844 году Гаазу удалось открыть в Мало-Казеннном переулке больницу для приема поступающих "по внезапным случаям для пользования и оказания бесплатной помощи для лиц, подобранных на улице в бесчувственном состоянии". Больница была в ведении Московского обер-полицмейстера. Кроме Гааза в больнице трудились ординаторы и фельдшера. В больнице имелась амбулатория, где оказывалась первая помощь. В стационаре, рассчитанном на 150 коек, всегда находилось вдвое больше больных. Больница также заботилась о помещении престарелых и немощных в Богадельни, об отправке бедных крестьян на родину и т.д.

За девять лет больница приняла 30 тысяч человек, из которых 21 тысяча выздоровела.

Середина XIX века характеризуется бурным ростом промышленности. В городах начал резко возрастать приток населения. Росло число промышленных предприятий, жилых домов, на улицах увеличилось движение транспорта. В связи с этим появились многочисленные несчастные случаи на улицах, заводах и фабриках. Они уносили человеческие жизни, делали людей инвалидами. Жизнь в самой резкой форме указывала на необходимость создания службы, способной немедленно оказывать медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев. Поначалу эта функция легла на плечи добровольных пожарных обществ и общества Красного Креста. Но возможности их были ограничены.

Пусковым моментом к возникновению Скорой помощи как самостоятельного учреждения был пожар Венского театра комической оперы, случившийся 8 декабря 1881года. Это происшествие, принявшее грандиозные размеры, в результате которого погибло 479 человек, представляло ужасающее зрелище. Перед театром на снегу валялись сотни обожженных людей, многие из которых получили различные травмы во время падения. Пострадавшие свыше суток не могли получить никакой медицинской помощи, несмотря на то, что Вена в то время обладала множеством первоклассных и хорошо оснащенных клиник. Вся эта ужасная картина совершенно потрясла находившегося на месте происшествия профессора-хирурга Яромира Мунди, который оказался беспомощным перед лицом катастрофы.

Он не мог оказать действенной и подобающей помощи пострадавшим. На следующий же день доктор Я.Мунди приступил к созданию Венского добровольного спасательного общества. Граф Ганс Гильчек пожертвовал новосозданной организации 100 тысяч гульденов. Этим Обществом были организованы пожарная, лодочная команды и Станция скорой медицинской помощи (центральная и филиал) для оказания срочной помощи пострадавшим от несчастных случаев. В первый же год своего существования Венская станция скорой помощи оказала помощь 2067 пострадавшим. В составе бригад работали врачи и студенты медицинского факультета.

Вскоре, подобно Венской, была создана профессором Ф.Эсмархом Станция в Берлине. Деятельность этих станций была настолько полезной и необходимой, что за короткий период в целом ряде городов европейских государств стали возникать подобные станции. Венская станция играла роль методического центра.

В России, где капиталистические отношения стали складываться значительно позднее, первая Станция скорой помощи возникла в 1897 году в Варшаве. Затем примеру Варшавы последовали города Лодзь, Вильно, Киев, Одесса, Рига. Чуть позднее станции скорой помощи стали открываться в Харькове, Петербурге и Москве.

Легенда: Случай помог появлению одной из первых станций скорой помощи в России. Когда единственная дочь одесского миллионера Толстого подавилась костью, перепуганный отец в поисках нужного врача объездил почти все городские больницы. Позже, узнав о том, что в Вене существует специальная организация по оказанию скорой помощи, он отправился туда и, изучив опыт, организовал подобную станцию в Одессе.

Появление карет скорой помощи на московских улицах можно отнести к 1898 году. До этого времени пострадавших, которые обычно подбирались полицейскими, пожарными, а иногда и извозчиками, доставляли в приемные покои при полицейских домах. Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на месте происшествия отсутствовал. Часто люди с тяжелыми телесными повреждениями часами находились без надлежащей помощи в полицейских домах. Сама жизнь требовала создания карет скорой помощи.

В ту пору в Москве существовало Дамское благотворительное общество Великой княгини Ольги. Оно попечительствовало над приемными покоями при полицейских участках, больницами и богоугодными заведениями. Среди членов правления общества была потомственная почетная гражданка, купчиха Анна Ивановна Кузнецова, активная деятельница этого общества, содержавшая на свои средства гинекологическую лечебницу. На необходимость создания карет А.И.Кузнецова откликнулась с глубоким пониманием и немедленно выделила необходимую сумму денег. При Сущевском и Сретенском полицейских участках 28 апреле 1898 года были открыты две первых Станции скорой помощи (Приказ обер-полицмейстера N 117 п.13) На каждой Станции было по одной карете. Выезжали на них врач, фельдшер и санитар. Каждая карета была оснащена укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Дежурили как штатные врачи полиции, так и сверхштатные. Радиус обслуживания ограничивался пределами своей полицейской части. Начиналось дежурство в 3 часа дня, заканчивалось в это же время на следующий день. Медицинскому персоналу была выделена комната. Каждый вызов фиксировался в специальном журнале. Указывались паспортные данные обслуживаемого больного, какой вид помощи ему оказывался, куда и в какое время он был доставлен. Вызовы принимались только на улицы. На квартиры выезды были запрещены. Вызывалась карета только официальными лицами (полицейскими, дворниками, ночными сторожами). В случае массовых катастроф ставился в известность старший врач полиции.

В связи с малым количеством частных телефонов полицейская часть, имевшая сведения об их наличии, входила в соглашение с их владельцами на своей территории, чтобы круглосуточно можно было вызвать скорую помощь. Право вызова скорой помощи имели только официальные лица - полицейский , дворник, ночной сторож. Кареты кроме оказания помощи осуществляли перевозку тяжелых больных из квартир в больницы. Обо всех значительных происшествиях за дежурство докладывалось старшему врачу полиции.

В первый же месяц своей деятельности обе станции подтвердили неотъемлемое право на свое существование. Понимая необходимость этого, обер-полицмейстер города своим приказом N 141 расширил территорию обслуживания этих станций, не дожидаясь открытия новых.

Результаты двухмесячной работы Сущевской и Сретенской станции превзошли все ожидания. Ими было выполнено 82 вызова и 12 перевозок, на что было затрачено 64 часа 32 минуты. Анализ работы станций показал, что первое место среди обратившихся за помощью занимали лица, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения. Их было 27. Далее следовали пострадавшие от травмы. С ушибами и ушибленными ранами - 8 человек, с переломами конечностей - 4, падение с высоты - 8, падучая болезнь - 4 и т.д. Своим приказом N 212 обер-полицмейстер обязал принимать вызовы в первую очередь к пьяным, находящимся "в бесчувствии". Остальных же, по его мнению, надлежит доставлять в приемные покои на извозчиках.

13 июня 1898 года в истории Москвы была первая катастрофа, обслуженная Скорой помощью. На Иерусалимском приезде, в доме Суровцева, упала строящаяся каменная стена. Было девять пострадавших. Выезжали обе кареты. Всем пострадавшим была оказана первая помощь, пять из них были госпитализированы.

Следующий, 1899 год был ознаменован открытием еще трех станции при Лефортовском, Таганском и Якиманском полицейских участках. В январе 1900 года при Пречистенском пожарном депо была запущена шестая Станция скорой помощи. И последней, седьмой стала Пресненская, вступившая в строй 15 мая 1902 года. Таким образом, вся тогдашняя Москва в пределах Камер-Коллежского вала, включая Бутырские улицы, обслуживалась семью каретами скорой помощи.

Увеличение числа станций, конечно, не могло не сказаться на состоянии финансовых субсидий, жертвуемых А.И.Кузнецовой. Их хватало с большим трудом. На содержание медицинских работников начали поступать средства из бюджета города. С 1899 года врачи стали выезжать только на очень серьезные вызовы, а основная работа выполнялась фельдшерами, которые выезжали с санитарами. В 1900 году обер-полицмейстер обратился к Городской Думе с прошением взять на содержание города кареты скорой помощи. Этот вопрос предварительно обсуждался на комиссии "О пользах и нуждах общественных", и было предложено финансировать кареты из городского бюджета, а ремонт производить на средства А.И.Кузнецовой. 19 декабря 1900 года на заседании Думы это предложение было поддержано А.И. Гучковым, В.И. Герье и князем А.В. Голицыным. Дума ассигновала 2160 рублей в распоряжение Московского обер-полицмейстера на содержание двенадцати лошадей для карет скорой помощи и 375 рублей для лошадей пожарных команд.

В 1902 году после открытия Пресненской станции эта сумма была увеличена до 2957 рублей. Особым событием 1903 года стало появление в Москве первой, кареты для перевозки рожениц при родильном приюте братьев Бахрушиных. В этом же году прогрессивными московскими врачами делается попытка организовать "неотложную" помощь на дому в связи с надвигавшейся эпидемией холеры. Но этой идее так и не суждено было осуществиться.

Москва продолжала расти, появилось большое количество многоэтажных домов, росло население, увеличивался общественный транспорт, открывались новые заводы и фабрики. В Москве участились несчастные случаи. Карет скорой помощи, которыми располагало полицейское управление, уже не хватало. Надо было искать выход из создавшегося положения. С предложениями изменить статус скорой помощи, выделив ее из ведомства полиции, выступил губернский врачебный инспектор Владимир Петрович Поморцов. Аналогичные предложения звучали и из уст других видных общественных деятелей.

Профессор Московского университета Петр Иванович Дьяконов (1855-1908) предложил создать добровольное общество скорой медицинской помощи с привлечением частного капитала. С большим энтузиазмом взялся он за дело создания общества, но преждевременная смерть помешала его завершить. Но труды П.И.Дьяконова нашли своих последователей, и в мае 1908 года состоялось учредительное собрание общества, на котором был утвержден устав и избрано его правление. Общество ставило своей целью оказывать бесплатную медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев на улицах, в общественных местах, на фабриках, железных дорогах и прочих местах. Председателем правления общества был избран Сулима, секретарем - Меленевский. Общество, состоявшее из энтузиастов, преданных делу людей, в своей деятельности решило применить все самое передовое, что было в мире в то время в области оказания экстренной медицинской помощи. Секретарь общества, Меленевский, был командирован на конгресс скорой помощи во Франкфурт-на-Майне. Кроме Франкфурта он посетил Вену, Одессу и ряд других городов, имевших станции скорой помощи. Вернувшись из командировки, Меленевский сделал доклад, выводы которого было решено использовать при организации скорой помощи в Москве.

Вскоре членами общества Варнеком, Меленевским и Остроуховым была выпущена брошюра "Несчастные случаи и подача помощи потерпевшим при них. Станции скорой медицинской помощи, их задачи, устройства и деятельность". По существу, это был первый сборник инструкций для практических врачей как по оказанию экстренной медицинской помощи больным, так и по организации работы станции. Большую помощь в создании этого труда оказала Одесская станция скорой помощи, поделившаяся своим опытом организации работы.

В 1908 году исполнилось десять лет существования в Москве карет скорой помощи. Отдавая должное уважение заслугам А.И.Кузнецовой, Общество скорой медицинской помощи направило ей приветствие, в котором подчеркивались ее благородная роль в создании столь важной для родного города службы, ее большой вклад в дело оказания первой помощи пострадавшим. В этом же приветствии члены Общества выразили свою озабоченность тем положением, которое создалось к тому времени в Москве. В нем указывалось, что "...в настоящее время, в связи с быстрым ростом населения Москвы, с развитием городских путей сообщения и осложнением жизни во всех ее отношениях, число несчастных случаев в домах и на улицах увеличилось в таких размерах, что скорая, находящаяся у нас в заведывании полиции, уже совершенно недостаточна сравнительно с запросами на нее". Понимая, что скорая при полиции не может обеспечить потребности города, общество всеми силами старается создать в Москве службу, способную удовлетворить запросы растущего города, вырвать ее из подчинения полицейскому ведомству и передать Обществу скорой медицинской помощи. Но это оказалось трудной задачей и встретило много препятствий со стороны городских властей.

В апреле 1909 года члены Общества организовали медицинское обслуживание массового мероприятия, посвященного открытию памятника Н.В.Гоголю. На призыв Общества откликнулось много врачей и студентов-медиков, которые активно поработали, оказывая первую помощь участникам празднеств. Хорошо организованная Обществом работа заслужила самые лестные отзывы в московской печати. Вдохновленный этим успехом Сулима еще раз подтвердил свою уверенность в необходимости создания в Москве самостоятельной станции скорой медицинской помощи. В мае 1909 года он заявил на годичном собрании Общества: "Мы пришли к такому заключению, что при осуществления нашего дела в Москве на первых порах необходимо учредить одну центральную станцию, а впоследствии по мере развития дела возможно будет учреждать филиальные станции в различных частях города". В его планы входила закупка шести карет, лошадей и весь необходимый для этого инвентарь. По приблизительным подсчетам на это требовалось около 30 тысяч рублей, а годичное содержание такой Станции с персоналом составляло 25 тысяч рублей. Такими средствами Общество не располагало. Планам Сулимы не суждено было осуществиться.

Отсутствие финансовых средств, а также уход с поста председателя Сулимы, в связи с его переводом в Петербург, сильно пошатнули деятельность Общества. Финансовое положение Общества нельзя было назвать удовлетворительным. Только в 1912 году за счет частных пожертвований удалось сколотить необходимую сумму денег для создания станции и оборудования санитарного автомобиля.

Станция эта была открыта на Долгоруковской улице, и работали на ней врачи - члены Общества и студенты медицинского факультета. Помощь оказывалась в общественных местах и на улицах в радиусе Земляного вала и Кудринской площади.

По мнению членов Общества, деятельность Долгоруковской станции должна поддержать их в упорной борьбе, начатой Сулимой, за передачу всех имеющихся карет в ведение Общества, окончательно разорвав узы, связующие их с полицией. Но Городская управа всячески препятствовала этим действиям. Приглашенный на одно из заседаний Общества член управы Малинин заявил: "Пусть Общество скорой помощи покажет свою деятельность, тогда управа, может быть, пойдет навстречу этой организации".

В 1912 г. доктором Б.П.Поморцевым была разработана конструкция городской кареты скорой медицинской помощи. Это был комбинированный тип экипажа как для скорой, так и для обслуживания хирургической помощи в армейских условиях в качестве подвижного лазарета. Этот труд положил начало созданию отечественного санитарного транспорта.

Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, изменила многое в судьбе развития скорой медицинской помощи. Материальные ресурсы были переориентированы на фронт. Из полицейских участков исчезли кареты А.И.Кузнецовой, Долгоруковская станция прекратила свое существование, а единственный в Москве санитарный автомобиль, принадлежавший Обществу скорой помощи, был мобилизован для перевозки раненых. Прекратили также свою работу станции Петрограда и многих других крупных городов России.

В середине 1917 года, после Февральской революции, вновь поднимается вопрос о создании в Москве скорой помощи. В городском самоуправлении выступает с докладом о необходимости организовать скорую помощь в городе доктор В.П.Поморцев. На страницах периодической печати появляется статья доктора С.М.Швайцара с предложением открыть четыре подстанции скорой помощи при Старо-Екатерининской, Бахрушинской, Яузской и 1 градской больницах.

Но вопрос этот так и не был решен. Москва оставалась без скорой помощи.

 



Хостинг от uCoz